Наш Киев
  


 
 
Главная
История Киева
Новости

 
 

Погода
 


 
 

Церкви и Храмы
 
Церкви и храмы
Реклама:
 
 

 
 

Ровно 116 лет назад - 13 июня 1892 года - по улицам Киева прошел первый электрический трамвай. Детище известного инженера Аманда Струве стало логическим продолжением традиционной "конки" и парового трамвая. Однако электрический трамвай своим появлением совершил революцию в системе городского транспорта, став одним из символов Киева рядом с цветущими каштанами и Днепровскими склонами...

Первая линия киевского трамвая протянулась от Контрактовой до Царской (ныне - Европейской) площади по Александровскому (Владимирскому) спуску. Важность этой линии заключалась в том, что она соединила центр с Нижним городом - Подолом. Уже в первые дни трамвай "облюбовали" киевляне, и с тех пор трамвайные вагончики стали самым популярным видом транспортом.

Впоследствии трамвай появился на Крещатике, на улицах Большой Житомирской, Владимирской, Ярославом Валу, Большой Васильковской, Саксаганского, Безаковской (Коминтерна), Льва Толстого, Банковой, Круглоуниверситетской...

Трамвайное сообщение связало с центром самые отдаленные уголки Киева - Пущу-Водицу, Святошино, Приорку. В 1953 году был открыт мост Патона, благодаря которому трамвай соединил правый и левый берега. В 1960 году скоростной и удобный вид транспорта был временно потеснен другой "диковинкой" - первыми станциями метро. Однако киевляне быстро поняли, что метро не может перенести их в отдаленные уголки города, петляя по его узким улицам, и, отдав должное метрополитену, продолжили путешествовать на трамваях.

Одной из особенностей киевского трамвая были "тупиковые" маршруты. Специфика городских улиц не всегда позволяла построить громоздкое кольцо для разворота вагонов. В этой ситуации выручали трамваи "КТВ-55-2", которые получили в народе забавное прозвище "тяни-толкай". В трамвае находилось две кабины. Водителю было достаточно заехать в тупик и перейти в другую кабину, чтобы трамвай начал обратное движение. Последняя линия такого типа оставалась на улице Толстого на участке от университета до улицы Саксаганского. Вечером 14 декабря 1987 года вагон N2020 отправился в последний путь трамвайного маршрута N 8, завершив, таким образом, эру двухкабинного трамвая в Киеве.

В 1978 году в жизни киевского трамвая произошло знаменательное событие. От площади Победы до Кольцевой дороги была построена первая скоростная трамвайная линия. Прямое полотно, трехвагонные поезда и специально оборудованные станции стали "визитной карточкой" новой модификации трамвайной линии. К сожалению, в наши дни скоростной трамвай потерял свою скорость и находится в плачевном состоянии. Остается надежда, что реконструкция его линии, которая началась в прошлом году, подарит вторую жизнь скоростному трамваю.

В 80-х годах прошлого трамвай пришел на современные магистрали Троещины и Харьковского массива. В 1996 году была проведена реконструкция трамвайной линии на Печерске. 10 ноября 1997 года в Киеве была презентована трамвайная линия по улице Эспланадной, построенная по новейшей бесшумной технологии. Однако этой линии было суждено прожить менее четырех лет - 1 июня 2001 года она была отрезана от трамвайного сообщения путем закрытия движения на улице Саксаганского.

С приходом печально известных 90-х годов киевский трамвай был практически забыт городскими властями. Средств на закупку нового подвижного состава не было, поэтому старые вагончики, возраст большинства которых перевалил за двадцать лет, работали фактически на износ. В свою очередь, власть взяла курс на ликвидацию трамвайных линий, альтернативу которым составили маршрутные микроавтобусы. Уничтожение трамвая происходило в обход мнения киевлян, которые зачастую и не подозревали о закрытии того или иного маршрута. К примеру, информация о ликвидации трамвайной линии на мосту Патона до последнего момента держалась в тайне, и только в последний вечер появились объявления, извещающие горожан об этом печальном событии.

Трамвай, описанный в произведениях таких великих киевлян, как Константин Паустовский, Михаил Булгаков, Виктор Некрасов, Осип Мандельштам, был подвергнут обструкции со стороны городской администрации. За десять лет трамвайных линий лишились улицы Коминтерна, Воровского, Старонаводницкая, Саксаганского, Толстого и многие другие. Причем аргумент "уберем трамвай - уйдут заторы" сыграл в данном случае злую шутку - после ликвидации трамвая заторы на улицах города увеличивались в несколько раз.

Киев стремится быть европейским городом. Но одной и основных целей Европы является уважение к своей истории. На улицах Берлина и Кракова можно увидеть сотни трамвайных вагонов, которые пользуются немалой популярностью у горожан. И при этом трамвай не мешает проезду автомобилей, являясь основным видом общественного транспорта. Поэтому сегодня, в день 116-летия киевского трамвая, пожелаем ему как можно скорее приехать в тот Киев, который будет уважать его и бережно относиться к своей истории.


 
 
 
Киев сегодня
 
Карта Киева
Про Киев
Голосеевский район
Дарницкий район
Деснянский район
Днепровский район
Оболонский район
Печерский район
Подольский район
Святошинский район
Соломенский район
Шевченковский район

 
 

Транспорт Киева
 
Автобусные маршруты
Троллейбусные маршруты
Трамвайные маршруты
Маршрутные такси
Такси
Авиатранспорт
Метро
Фуникулер

 
 

Полезные телефоны
 
Аварийные службы
Телефоны доверия
Транспортные службы
Медицинские службы
Службы связи
Справочные телефоны

 
 
На правах рекламы:
 
 
 

 
Все про Киев © 2013