Киево-Печерская Лавра
Монастырь Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течении 9 следующих веков. Название "печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи, а Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. Большинство строений Монастыря датируется 17-18 веками и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. С 12 века в Монастыре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют "Надбрамна". Полное название Церкви - Троицкая Надбрамная Церковь - "Церковь Святой Троицы над Брамой". Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие нещастья, которые нанесли ему значительный ущерб.
Церковь была построена в 1106-1108 годах как оборонная башня над воротами главного входа в Монастырь. Сама церковь находится на втором этаже над воротами. Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри - наружные стены гладкие). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект движения вверх создают ощущение приподнятой легкости. Конструкция церкви несет отпечаток типичного строительства церквей 11-12 веков, которое было распространено во времена Киевской Руси. В конце 17 века и в течение 18 церковь была значительно реконструирована в стиле Украинского Барокко и она обрела свой современный вид. Реконструкция привела к появлению "укороченного" купола, изменилось внутреннее убранство и появились новые росписи стен. Первоначальный аскетический вид был вытеснен барочной "игривостью".
В 1730-1740х годах группа художников из Художественной Иконописной школы монастыря расписала церковь иконами (темпера и масло). Темы для всех фресок были взяты из Библии, но на декор, орнаменты и цветное решение в значительной степени повлияли традиции украинского фольклорного искусства. Имена художников долгое время оставались неизвестными и были определены недавно благодаря исследованиям в архивах. Четыре фрески заслуживают особого внимания из-за высокого художественного мастерства их выполнения: "Поход праведников в рай"- на северной стене при входе в церковь, "Никейский Вселенский Собор"- на западной стене, "Изгнание торговцев из храма" - над входом, "Крещение эфиопов апостолом Филиппом"- на южной стене. Поскольку все части церкви имеют определенное символическое значение, вход в церковь не является исключением - он символизирует путь к Богу. На фреске на стене изображен "Поход праведников в рай". Их ведут ангелы, которых послал Бог Отец, изображенный на потолке. Рай изображен как воображаемый ландшафт, по которому свободно бродят павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные.
Фреска в центральном апсиде церкви посвящена Первому вселенскому собору в Никее. В самом центре композиции среди многих фигур можно выделить Императора Константина, окруженного церковными иерархами. Художники не побеспокоились о том, чтобы одежда персонажей отвечала прошедшим временам, и одели их в костюмы 18 века. С левой стороны фрески изображен Гетьман Иван Скоропадский. Фреска изгнания Торговцев из Храма, которая находится над входом, имеет очень динамическую композицию, где Торговцы, которых выгоняет Иисус Христос, идут к настоящим дверям в стене.
Иконостас отделяет алтарь церкви от центрального нефа. Иконостас Троицкой Надбрамной Церкви вырезан из липы и позолочен. Он был сделан в 1734 году. Позолота в сочетании с богатым орнаментом создает в церкви праздничное настроение.
Иконы иконостаса написаны в том же стиле, что и фрески, и наследуют дух монастыря: лики святых должны символизировать глубокую мудрость, неземной покой.
Дева Мария с младенцем - центральная и наиболее важная икона, исполненная поэтической нежности и счастливой любви матери к ребенку. На других иконах, выполненных в той же манере, изображены Архангелы, Св.Тройка и Спаситель.
Большое шестнадцатисвечовое паникадило, сделанное в 1725 году, дополняет гармонию интерьера.
Церковь является духовным связующим звеном между прошлым и будущим.
|