Наш Киев
   Главная arrow Подольский район


 
 
Главная
История Киева
Новости

 
 

Погода
 


 
 

Церкви и Храмы
 
Церкви и храмы
Реклама:
 
 

 
 

Подольский район

Подольский район Подол - один из древнейших районов Киева, часть современного Подольского района. Расположен в низине между устьем реки Почайны и склонами гор Старокиевской, Замковой, Хоревицы, Щекавицы.

О Подоле есть сведения в "Слове о полку Игореве". Здесь найдены срубы X в., деревянные тротуары 1Х-Х1 вв. Во времена Киевской Руси на Подоле были кварталы: Гончары, Дегтяри, Кожемяки, Торжище. Устье реки Почайны служило гаванью на пути "из варяг в греки".

В средние века на Подоле существовали ремеслен­ные цехи. Здесь были магистрат, ратуша, Киево-Могилянская академия, которую материально поддерживал Богдан Хмельницкий и в которой учились М. Ломоносов, П.Ф. Чайка (дед композитора П.И. Чайковского), российский канцлер А. Безбородко и многие другие выдающиеся деятели России и Украины.

В двадцатых-тридцатых годах прошлого века район Подола назывался Петровским районом. В 1975 г. из его состава выделен Минский район (впоследствии - Оболонский). Сейчас в Подольском районе расположен судостроительный завод "Ленинская кузница", Киевский речной порт, Академия водного транспорта и другие предприятия и учреждения.

Подолом на Руси называли нижнюю часть многих холмистых русских городов, но только киевский Подол приобрел всеобщую известность, сравнимую с районом одесской Молдаванки.

Сложившаяся молва о веселой и бесшабашной жизни городских окраин Киева и Одессы окружила ореолом романтики эти перенаселенные ремесленным людом районы. Здесь было настолько трудно и плохо, что его обитателям ничего другого не оставалось, кроме как шутить и распевать веселые песенки. По сохранившимся легендам, из этих в прошлом трущобных окраин вышли благородные и неуловимые короли преступного мира. Они якобы грабили богатых в других частях своих городов и традиционно опекали жителей своих районов, защищая их от пришлых жуликов. Большинство жителей Подола и Молдаванки были евреями. Хотя Киев и Одессу разделяют полтысячи километров, отличить, на мой взгляд, коренного подолянина от еврея с Молдаванки очень трудно.

Еврейству киевского Подола исполняется 200 лет. Вообще-то евреи появились в Киеве 12 веков назад, когда еврейский квартал находился в городе Владимир в пределах нынешних улиц: Ярославов Вал, Стрелецкая и Рейтерская. В средние века евреев убивали и изгоняли из Киева. Позднее их не пускали в город, но, тем не менее, в конце XVIII века 1500 евреев обосновались на Подоле. В 1815 году им удалось построить синагогу недалеко от Флоровского женского монастыря. Полвека спустя вблизи синагоги был построен Доминиканский костел. Как-то уживались.

«Молодожен, спустивший приданое, муж, невзлюбивший свою жену, человек, поссорившийся с тестем и тещей или со своими родителями, купец, порвавший со своими компаньонами – куда они едут? В большой город. А иной слышал, что на бирже делают творожники из снега и набивают золотом мешки», – так объяснял притягательную силу Киева Шолом-Алейхем.

Подол имел преимущество перед другими районами, так как здесь, по рассказу писателя, «разрешалось жить евреям», но не всем: «там могли жить только те евреи, которые имели «правожительство». Например, ремесленники, приказчики, служившие у купцов первой гильдии, николаевские солдаты и те, чьи дети обучались в гимназии. Все прочие евреи пробирались сюда контрабандой, на короткий срок, и жили в великом страхе, пользуясь милостью дворника, «господина околоточного» и «господина пристава». И то – до поры до времени, до первой облавы, когда солдаты и жандармы нападали посреди ночи на еврейские заезжие дома». Но евреи рисковали, подкупали дворников и околоточных, так как только здесь можно было кое-как заработать себе на жизнь. Подол постепенно превращался в гетто.

На подольских склонах в 1911 году произошло чудовищное убийство мальчика Андрюши Ющинского, переросшее в ритуальный процесс по делу Бейлиса. Число евреев здесь беспрерывно росло и к 1910 году достигло 4455 человек. Со многими из них были знакомы знаменитые соседи по Подолу В. Вересаев и А. Куприн, о чем они рассказали в своих очерках о «киевских типах». Куприн как-то поздно вечером прогуливался по Подолу. Из-за угла выскочил здоровый дядя. Он хотел забрать у бедного писателя единственное пальто. «Пришлось его боксерским приемом обработать», – не без гордости рассказывал Куприн.

Возможно, он знал бубличника Бейгелмана, деда всемирно известных еврейских певиц сестер Берри и фельетониста, автора многих популярных песен (среди них «Бублички») Якова Давидова, последний псевдоним которого Ядов.

На Подоле начиналась карьера А. Вертинского, хотя жил он в другом районе, на улице Фундуклеевской. Дебют произошел в «Клубе фармацевтов». На первом выступлении Вертинский должен был спеть романс «Жалобно стонет». «Я вышел, – вспоминал певец, – поклонился. И спазма волнения перехватила мое дыхание. Я заэкал. Замэкал… и ушел при деликатном, но гробовом молчании зала». Провал ничуть не смутил Вертинского: «В следующую же субботу я появился на той же сцене в качестве рассказчика еврейских анекдотов и сценок мною самим сочиненных. На этот раз я имел большой успех». Милая ирония творческой судьбы.

В разные годы Подол посещали Петр Первый, Бальзак, Ф. Лист. На Подоле жил и венчался М. Булгаков. Учиться в ближайшей Подольской гимназии он не стал, а проделывал долгий путь в Первую Александровскую гимназию. Любил Булгаков рассматривать Подол с сохранившейся до наших дней площадки возле Андреевского собора: «Виден весь Подол... Крыши и купола, бурсы многоэтажных зданий и силуэты церквей, улицы, переулки, площадь, берег, река...»

На Подоле в Воскресенской церкви на Спасской улице венчались А. Ахматова и Н. Гумилев. К. Паустовский в «Повести о жизни» вспоминал о несостоявшемся в Киеве деникинском погроме: «Я слушал, кричал Подол... кричал весь огромный город. Это было невыносимо».

Значительная часть подольского еврейства пошла не за «Белой гвардией», а за большевиками. Они организовали райком РСДРП(б), где первую скрипку играл И. Якир. Сохранилась память о райкоме комсомола, во главе которого был М. Ратманский. Многие бабушки и дедушки с Подола наверняка помнят песню: «Мишенька Ратманский по полю проскакал. «Ребята, не робейте», – он весело сказал...». В его честь была названа улица на Подоле, а памяти комсомольцев, погибших вместе с ним в борьбе с бандами Зеленого в Триполье в 1929 году, улицу Спасская переименовали в Героев Триполья. Теперь снова вернули название – Спасская.

В предвоенные годы 70% подолян были евреями. Они жили в центральной части Подола, близко к очагам культурной и деловой жизни Крещатика и, как оказалось позднее, ... к Бабьему Яру. Коренное население по преимуществу проживало на прилегающих к Днепру улицах. Украинцы без вражды относились к своим еврейским соседям, хорошо понимали идиш, но иногда для острастки приходили побезобразничать на еврейские улицы.

Годы советской власти уравняли различные социальные и национальные слои населения, но подольское еврейство сохранило свои традиции, свой юмор, свой украинско-еврейский диалект.

70 лет назад Осип Мандельштам писал о сложившемся отношении к этому району: «Презрение к Подолу чрезвычайно распространено в буржуазном городе: «Она кричит, как на Подоле», «У неё шляпка с Подола», «Что вы от него хотите? Он торгует на Подоле».

Я помню, как в 50-60-е годы на Подол жители центра и Печерска смотрели насмешливо-высокомерно. И немудрено, только на Подоле Мандельштам мог услышать: «Не езди коляску в тени, езди её по солнцу», или «произносимые нараспев формулы жизнелюбия: «Она цветет, как роза», «Он здоров, как бык» – и на все лады спрягаемый глагол «поправляться». Приветливые и контактные подольские евреи всегда легко находили повод поговорить с незнакомым человеком.

– Как вам нравится выступление Никиты Сергеевича на торжественном заседании? – спросил меня продавец газировки, коренной подолянин.

– А что он сказал?

– Наш мудрый вождь сказал, что 44-я годовщина Октябрьской революции бывает раз в жизни! Ты не помнишь, что он говорил по этому поводу в прошлом году? А что он скажет через год?» Я проверил позднее по газете – именно так и сказал Хрущев.

Примерно раз в десять лет в Киев приезжали чудом выжившие еврейские артисты. Их выступления проходили в подольском клубе «Пищевиков». Улица, носившая имя Шолом-Алейхема, с Подола перекочевала на отдаленное левобережье.

Большинство объявлений об обмене квартир тех лет заканчивалось припиской: «Подол и окраин не предлагать». Созревшие и перезревшие еврейские женихи с Красноармейской или Печерска стеснялись признаться друзьям, что женятся на подолянках. Насколько я знаю, никто не пожалел.

Я никогда не жил на Подоле. В первые послевоенные годы во время летних каникул вместе со школьным товарищем Витькой мы часто приезжали в военный госпиталь, расположенный на территории Братского монастыря. Во дворе было несколько старинных захоронений: гетмана П. Сагайдачного, украинского ученого В. Григоровича-Барского. Нам, десятилетним мальчишкам, казалось, что место для могилок существует на территории всех госпиталей – очень удобно, если кого-нибудь не вылечат, тут же похоронят. Мать Витьки работала нянечкой и подкармливала нас остатками обедов. Бывали в госпитале и развлечения: ежевечерние фильмы, концерты и танцы на свежем воздухе.

40 лет спустя мне снова пришлось побывать в монастыре-госпитале, теперь 15-й Подольской больнице. Там умирал от цирроза печени тот самый школьный друг Виктор. Его положили в палату смертников, маленький, отгороженный фанерой уголок в коридоре. Кроме старинных солнечных часов, я ничего не узнал во дворе монастыря.

По праздникам регулярно бывал в единственной городской синагоге на Щекавицкой улице. Ещё лет десять назад в Йом Кипур после работы от станции метро «Червона площадь» многотысячная толпа двигалась по направлению к синагоге. На Щекавицкой движение перекрывалось, но в последние годы в этом нет необходимости. Евреев в городе остается все меньше и меньше. Заканчивается еврейская история Подола.

Я люблю Подол, его добрых, приветливых евреев, может быть, за то, что они менее других поддавались ассимиляции, не стеснялись своего еврейства. Подолянина я узнаю по походке. Если к многочисленным всемирным еврейским организациям присоединится ассоциация евреев, выходцев киевского Подола, я хотел бы быть среди первых её членов, пусть даже без права голоса.

Игорь АКСЕЛЬРОД

 
 
 
Киев сегодня
 
Карта Киева
Про Киев
Голосеевский район
Дарницкий район
Деснянский район
Днепровский район
Оболонский район
Печерский район
Подольский район
Святошинский район
Соломенский район
Шевченковский район

 
 

Транспорт Киева
 
Автобусные маршруты
Троллейбусные маршруты
Трамвайные маршруты
Маршрутные такси
Такси
Авиатранспорт
Метро
Фуникулер

 
 

Полезные телефоны
 
Аварийные службы
Телефоны доверия
Транспортные службы
Медицинские службы
Службы связи
Справочные телефоны

 
 
На правах рекламы:
 
 
 

 
Все про Киев © 2013